Парижане возмущены: в соборе Нотр-Дам витражи XIX века хотят заменить современными
После пожара в соборе Парижской Богоматери проводятся масштабные реставрационные работы, открытие которого запланировано на декабрь следующего года. Тем временем местный настоятель, архиепископ Лоран Ульрих, предложил убрать из собора серию исторических витражей и заменить их современными картинами.
Витражи с изображением предков Иисуса Христа и других персонажей Ветхого Завета. Расположен над порталом Святой Анны
Речь идет о шести витражах в часовне южного нефа. Эти окна были созданы во время масштабной реставрации под руководством архитектора Эжена Виолле-ле-Дюка. Автора, который создаст новое изображение на стекле, предстоит определить на конкурсе, а оригинальный витраж предлагается отправить на хранение в еще не открывшийся музей, посвященный Нотр-Даму. Идея архиепископа «модернизировать» собор была публично поддержана президентом Франции Эммануэлем Макроном, однако общественность выступила против этого плана, посчитав его «актом вандализма».
Витраж «Бегство в Египет» в одной из хоровых капелл собора Парижской Богоматери
Известный французский журналист и историк искусства Дидье Лишнер подал петицию против замены витража, которую подписали около 125 000 человек. Ключевым утверждением является то, что витражи не были повреждены огнем и что реставрационные работы включали очистку и укрепление стеклянных проемов. Более того, Рикнер утверждает, что, поскольку витражи являются неотъемлемой частью памятников архитектуры и эти части представляют интерес только как часть территории собора, было бы нелогично помещать их в музей. Критики также возмущены тем, что Эммануэль Макрон единолично принял решение относительно памятника, который «принадлежит всем».
Один из витражей собора Парижской Богоматери
Отметим, что установка современных витражей в старинных храмах сама по себе не является чем-то новым и не считается кощунством. Так, оконные проемы нормандских церквей повсеместно уставлены статуями американских десантников, посвященных освобождению региона во время Второй мировой войны, а Реймсский собор украшен абстрактными изображениями, установлены витражи по эскизам Марка Шагала. Несколько лет назад витражи Герхарда Рихтера были также в церкви Святого Стефана в Майнце и в Кельнском соборе. Однако в этих и многих других случаях современные произведения, даже начиная с XIX века, не заменяют существующие исторические произведения, а, как правило, заменяют их, утраченные в ходе мировых войн.