Деревянные скульптуры павильона № 67 «Советская печать» на ВДНХ вернулись на свои места после реставрации

Фото предоставлено пресс-службой ВВЦ. Резные изделия из дерева «Советская гравюра» в павильоне 67 построены в 1954 году и являются культурным наследием. После реставрации они были возвращены на свое первоначальное историческое место. Заместитель генерального директора ВДНХ, директор департамента капитального ремонта и строительства Александр Тарасов рассказал журналистам, что это было частью контактов со СМИ.
«План возрождения ВВЗ начался 10 лет назад и в настоящее время, как и планировалось, вступает в завершающую стадию. Поэтому реставрационно-реставрационные работы «Советской гравюры» в зале № 67, одного из объектов культурного наследия, объектов федерального значения, завершается. Реставрационные работы начались более года назад. Особую художественную ценность павильон имеет деревянное убранство: фронтон и уникальную резьбу по дереву. На сегодняшний день все шесть скульптур, полагаем, восстановлены. Они будут служить еще как минимум 20-30 лет.
Федеральное культурное наследие «Павильон советской гравюры» (бывшая Карело-Финская ССР) — один из трех павильонов ВВЦ, украшенных резьбой по дереву, а также единственный, украшенный резьбой по дереву. После первой комплексной научной реставрации зданию вернули основное убранство. Скульптуры были установлены с помощью крана на консольную часть фасада и облицованы медными панелями со скошенными краями. Медь известна своими антисептическими свойствами, которые позволяют значительно продлить срок службы древесины и защитить ее от повреждений насекомыми.
Павильон относительно небольшой по площади и объему, но сразу привлекает внимание своей уникальной архитектурой и изысканной резьбой по дереву. В структуре здания ярко отражена тема традиционных карельских изб. Группа деревянных скульптур на фронтоне воспевает лесные богатства Карелии и символизирует основные отрасли экономики республики: рыболовство, сельское хозяйство, животноводство и лесное хозяйство. На тимпане фронтона высечен горельеф с надписью «Новая жизнь» и изображены доярки, разливающие молоко, рыбаки с обильным урожаем, лесорубы и земледельцы за работой. Благодаря искусной резьбе, мелким деталям, вниманию резчика к структуре древесины и великолепному перспективному искажению на практически ровной поверхности создается иллюзия объема.


Ступени и колонны у главного входа в павильон инкрустированы различными видами гранита, а капители — медными, что не только редко встречается на выставке, но и нетипично для советской архитектуры середины ХХ века. Средний. Над каждым столбом расположены деревянные инкрустированные скульптуры – монументальные и в то же время очень реалистичные. Уходят складки платка на лице крестьянки, держащей книгу, поза и поворот головы рабочего, держащего шестерню, две молодые елочки и пара чаек на воде у края крыши сильное впечатление от их подлинности. Автор группы резьбы на фронтоне – выдающийся резчик по дереву Лев Кардашев.
При изготовлении горельефов и скульптур использовалось два вида лиственницы – архангельская и дальневосточная лиственница. Эта древесина — пластичный и прочный материал, устойчивый к плесени и грибку, но также восприимчивый к воздействию времени. Хотя фасад Зала 67 хорошо сохранился, более 70 лет назад на резных узорах на дереве появились трещины и сколы. Первоначальный цвет деревянной поверхности, покрытой несколькими слоями краски и лака, меняется под воздействием осадков и перепадов температур.
После чистки, при которой специалисты использовали только особо мягкие моющие средства, недостающие элементы были собраны заново. Реставраторы вручную реконструировали недостающие части, используя технику гравюры 1950-х годов. На заключительном этапе реставрационных работ все поверхности скульптуры были покрыты современными защитными составами, обладающими выравнивающими, антисептическими и огнезащитными свойствами, при этом позволяющими дереву «дышать». В результате резьбе по дереву и фасадам павильона были возвращены первоначальные цвета.
Перед этапом реставрации состояние скульптуры было тщательно проверено. Специалистам важно понимать, на какие методы следует опираться при проведении реставрационных работ, чтобы не повредить подлинные произведения искусства, и какие материалы и приемы используются для сохранения исторических оригиналов. Для этого к работе были привлечены специалисты по реставрации деревянных предметов искусства, технические специалисты и архитекторы. Реставрационные работы проводились под контролем сертифицированных специалистов и представителей Министерства культурного наследия Москвы.
Во ВВЗ всего три павильона с деревянными скульптурами: павильон № 30 «Микробиологическая индустрия» (бывший павильон «Масличные культуры», ныне Центр современной биотехнологии «Музей биотехнологии»), павильон № 518 Этаж «Кафе «Лето» (бывш. «Чайная») и зал № 67 «Советская гравюра» (бывшая Карело-Финская ССР). Из этих трех работ только зал № 67 имеет круговую резьбу по дереву фронт.

Материалы (в том числе фото) предоставлены пресс-службой ВДНХ