Воркшоп «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» в рамках фестиваля Москомархитектуры “Открытый город”

29

Семинар «Алтари неизведанного. Стихийная сакральность в рамках фестиваля МАРХК «Открытый город”

Фото предоставлено Яной Мартыновой из MARKS GROUP В начале августа в рамках фестиваля «Открытый город» прошел мастер-класс «Алтарь неизведанного». «Спонтанное сакральное» от компании MARKS GROUP Фестиваль в этом году посвящен теме сакрального в архитектуре. Как отмечает куратор MARKS GROUP, понятие «сакральное» хаотично, бесформенно и загадочно непоследовательность Стабильность и загадочность стали основой формулирования вопросов семинара.

О мастерской «Алтарь Неизвестного». Святой элементаль»

Семинар представляет собой исследование формирования стихийных сакральных мест по всей России. Каждое священное место или объект несет в себе отпечаток уникальных традиций, обычаев, верований и исторических событий, отражающих особенности культурного развития и духовных ценностей народа. Кураторы предлагают участникам выявить закономерности появления этих объектов и изучить причины, по которым эти объекты считаются священными. Также хотите узнать, можно ли на основе полученных данных вывести формулу создания священного предмета?

Важнейшая цель Фестиваля «Открытый город» — вовлечь студентов Архитектурного университета в практические рабочие процессы под руководством ведущих специалистов в области искусственной среды. Этот семинар не стал исключением: более 60 студентов со всей страны подали заявки на участие в «Исследовании Святой Земли.
Большая часть семинара представляет собой серию лекций под руководством ведущих специалистов, позволяющих участникам глубже погрузиться в сакральную тему.

В состав инструкторов входят:

— Ксения Васильева, культуролог, экскурсовод по Кузбассу, победитель Всероссийского конкурса «Маршрут года» 2022, лекция на тему «Территория завода – сакральное пространство индустриальной культуры»
— Николай Плужников, этнограф (антрополог), докторант исторических наук, северный историк и художник, специалист по малочисленным народам Сибири и Севера России, тема лекции: Сибирь и Священное место в традиционной культуре народов Севера России, Крайний Север России
— Александр Думчиков, директор Научно-информационного центра Исторического музея Екатеринбурга Тема лекции: «Замена сакрального: образы свердловского конструктивизма»
— Ольга Литвинова, архитектор-реставратор, доцент ВАК, кандидат исторических наук, руководитель 7 научных проектов федерального уровня, прочитала лекцию на тему: Исследование формы и смысла.

Но главная цель семинара – провести самостоятельные исследования и получить практические навыки, которые студенты смогут применить в своей будущей работе. В ходе курса была сформирована отдельная исследовательская группа, которая провела углубленный анализ различных сакральных объектов российского региона. В ходе своей работы группа осмотрела ряд объектов, в том числе: священные источники, места «силы» и другие объекты, имеющие духовное значение для местного сообщества.

Как создавались священные предметы?

В ходе изучения священных предметов ученикам удалось нарисовать схему видимой природы священных предметов.

Во-первых, был сделан вывод, что происхождение сакральных объектов связано с местами ландшафта, вызывающими сильные эмоции, или с местной историей.
При этом формирование сакрального происходит через культуру, мифологию, религию и национальные традиции.

Мифы придают символическое значение природным объектам, связывая их с местными легендами и традициями. Религия подтверждает их священный статус, а национальная традиция поддерживает это значение, делая места важными для общества.

Время играет ключевую роль в формировании сакральности, и значение объекта для идентичности местной группы развивается с течением времени в зависимости от истории объекта, его использования в религиозных ритуалах или его длительного присутствия.

Последняя часть плана появления реликвии — это эмоции. Они являются основной божественной силой, придающей объектам мистические свойства посредством передачи необъяснимых эмоций.

Мы можем заключить, что элементарное сакральное формируется посредством единства, сходства социальных философий и коллективного восприятия. То, что глубоко резонирует с одним человеком, может также вызвать коллективные чувства, формируя прочные связи между единомышленниками.

Священное пространство: 5 основных аспектов

Участники погрузились в исследование сакрального пространства и пришли к выводу, что его основой является взаимодействие пяти важных аспектов, требующих тщательного изучения. Эти аспекты включают в себя: взаимодействие объекта с человеком, форму, материалы, детали и окружающую среду.

Сосредоточив внимание на своих аспектах, каждая команда выбрала 10 спонтанных святых мест по всей России и начала проводить более глубокие исследования каждого святого места. В ходе проекта были сделаны неожиданные выводы: например, исследователи из «Детали» определили, что большинство деталей в реликвии — искусственные. Многие из них были изготовлены в ритуальных целях, а некоторые сформировались со временем под воздействием природы. С другой стороны, изучая вопрос взаимодействия священных мест, студенты отмечали важность ритуала в процессе освящения.

Практический пример: Гора Смерти Ватовара как место силы

Гора Смерти Воттоваара — самая высокая точка западной Карелии (417 м). Расположен в 20 км к юго-востоку от села Суккозеро Муезерского района Республики Карелия. Около 9000 лет назад здесь произошло сильное землетрясение, причинившее огромный ущерб. Так на вершине возникает природный амфитеатр, усеянный небольшими озерами и скальными обнажениями. Именно этот объект стал отличным источником для углубленного изучения в ходе семинара.

Не случайно Вотовару называют «Русским Стоунхенджем». Гора усеяна различными рукотворными каменными сооружениями – седерами, лабиринтами, кромлехами и монолитами, которые использовались древними цивилизациями в ритуальных целях. Сведения об участии человека следующие:

а) Как получилось, что огромный камень весом в несколько тонн (Цедерит) мог неестественным образом разместиться в пространстве и устойчиво разместиться на небольшой каменной полке?
б) Почему форма колодца и масса камней вокруг него срезаны под правильными углами?
в) Есть ли какие-либо технические предпосылки для использования валунов из-за высокого содержания кварца в камнях, использованных при строительстве Ватовара?

Наши предки жили в гармонии с природой и подчинялись ее законам, поэтому все природные и священные предметы были наделены мудростью. Необходимо относиться к ним как к живым существам и выражать уважение и благодарность духу места. Например, считается, что если под седом находится мох, значит, его душа еще жива и с ним можно общаться и получать от него поддержку.

Об энергетике этого места ходят легенды. Ветви растут к земле, стволы крутятся вокруг своей оси, электронные устройства выходят из строя, посетители чувствуют себя некомфортно. Какова истинная причина аномалии? Можно только догадываться. Место силы становится таким в двух случаях: либо человеком, отдающим свою веру, укрепляя ее каждым словом и ритуалом, либо воздействием природных явлений (трещины в земной коре, земные токи против солнечных токов, где мы встречаемся).

Разбив духовную и нематериальную материю на конкретные прикладные компоненты, участники семинара сделали важный шаг к пониманию сакральности космоса и его идентификации. Сделайте шаг навстречу себе и осознайте, откуда берутся ваши силы и эмоции.
Напомним, что одной из главных особенностей семинара является его ориентированность на практику. Кураторы MARKS GROUP смогли создать для архитекторов уникальный продукт, позволяющий воплотить самые смелые и нестандартные идеи и придать своим объектам «душу». Объединив выбранные параметры, архитекторы смогут найти новые решения для создания сакральных пространств, гармонирующих с существующей средой.

Кураторы проекта отметили: «Появление архитектурного объекта, не только эстетически привлекательного, но и способного вызывать глубокие эмоциональные отклики, подобные тем, которые испытывают люди в сакральных пространствах, может стать реальностью уже в ближайшем будущем. Семинар представляет собой важный шаг в этом направлении».

Выводы, достигнутые в ходе исследования, авторы проекта поместили в удобный справочник — книгу и картину, презентацию которых проведут в Музее архитектуры. Щусева в Москве 14-15 ноября 2024 г.

Работал на мастер-классах:

Куратор MARKS GROUP:
Иван Сорокин, руководитель проекта MARKS GROUP
Соломон Ядадияев, архитектор MARKS GROUP
Александра Ковязина, эксперт отдела градостроительного анализа, МАРКС ГРУПП

студент:
Рахмангулова Алина, Мурашова Алиса, Гордеева Полина, Барсегян Марьям, Полянская Александра, Морозов Илья, Буртасов Евгений, Харатьян Анжелика, Гафарова Ниал, Гарифуллина Аделина, Кундашкина Анастасия, Михайлова Полина, Ткачук Александра, Рыжкова Екатерина, Башарова Арина, Михайлов Павел, бар Лякина Алисса, Арутюнян Милана, Юнусова Арина, Фролова Ульяна, Борзова Ева, Карабатова Валерия, Бочкарёва Арина.

Вам также могут понравиться

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

stavimsteni