Сохранить дух времени: реставрация панно с портретом Германа Гессе на Саввинской набережной

Изображение предоставлено пресс-службой Level Group В 2008 году на фасаде общежития фабрики «Московский шёлк» появился огромный портрет Германа Гессе. Автором работы был португальский художник Алешандре Фарту, более известный как Vhils. Его техника необычна: он не пишет красками, а вырубает изображение в слоях штукатурки, пока линии портрета буквально не «прорастают» из стены. Лаконичная палитра — белый, серый и кирпичный — создаёт ощущение монументальности, а сама поверхность работает как рельеф.
От стрит-арта к объекту культурной ценности
Изначально работа была нелегальной: несколько лет фасад с портретом скрывался под строительной сеткой. Поскольку изображение успело завоевать симпатии москвичей, власти легализовали его, включив в городскую программу граффити в 2013 году. Сегодня панно Гессе стало неотъемлемой частью московского культурного ландшафта и узнаваемой ранней работой художника, чьи проекты теперь можно увидеть по всему миру.
В каком состоянии дошло панно до реставрации
Компания Level Group совместно с Москомархитектурой обязалась не только сохранить работу, но и интегрировать её в новую городскую среду, в инфраструктуру проекта Саввинская 27. Для этого был разработан проект по переносу фрагмента стены, его реставрации и защите стеклянным коробом с архитектурной подсветкой. Демонтаж и перемещение фрагмента провели с максимальной осторожностью, что позволило избежать больших разрушений. К работам по восстановлению панно и его реставрации привлекли Мясникова Георгия Прокофьевича, члена Союза Художников РФ, члена-корреспондента Российской Академии художеств, скульптора и Пилюгина Михаила Михайловича, члена Союза художников России.
Состояние панно до начала работ было удручающим: краски выцвели, штукатурка местами отслоилась, поверхность покрыла сеть трещин, а под слоем штукатурки распространился грибок. При обследовании выяснилось, что половина штукатурки «звенела» пустотой и держалась лишь на честном слове. В итоге реставраторам пришлось заменить в среднем 50–60% покрытия.
Технология восстановления
Первым этапом стало удаление «мертвых» участков и укрепление сохранившегося слоя. Затем стену обработали гидрофобной пропиткой для защиты от влаги и грибка и нанесли грунтовку «бетоноконтакт» для лучшего сцепления материалов. После подготовки приступили к восстановлению изображения. Использовали все современные методы реставрации и строительства, чтобы максимально защитить работу и продлить её жизнь.
Здесь важно было не просто замазать пробелы, а воспроизвести исходную фактуру. Раствор замешивался вручную, поскольку стандартные заводские составы не подходили. Даже белую краску не использовали готовую, а составляли из пигментов, чтобы точно соответствовать тону старой поверхности.
При нанесении штукатурки важно было воспроизвести не только текстуру, но и ритм работы автора. Нельзя было мазать наугад: каждое движение должно было быть точным и осмысленным. Резьба велась по сырой и подсыхающей штукатурке, что позволило достичь максимального сходства с оригиналом. Использовались простые инструменты — ножи, шпатели, самодельные деревянные лопаточки. Благодаря этому удалось повторить микрорельеф и сохранить живую манеру оригинала.
Вызовы и философия
Главная задача реставрации заключалась не только в том, чтобы укрепить стену и сохранить изображение. Нужно было передать дух времени — сочетание портрета как произведения искусства и стены как исторического отпечатка эпохи. Реставраторы стремились не создать новую работу «под старину», а максимально сохранить подлинность.
Сегодня панно снова «дышит»: фактура обрела глубину, линии стали четкими, а стена звучит плотно и глухо, как должна. Работа без необходимости дополнительных вмешательств простоит еще минимум пять лет, а при должном уходе может простоять полвека.
Реставрация — это всегда диалог с материалом. Слышать хруст под инструментом, ощущать влажность и шероховатость штукатурки, вдыхать её запах. И только соединяя точность строителя и интуицию художника, можно вернуть прошлому будущее.

Материал, включая фото, предоставлен пресс-службой Level Group