Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Архитектор: Екатерина Пильникова Проект: Памятник Николаю Степановичу Гумилеву в Кронштадте
Кронштадт, Россия
Авторский коллектив:
Скульптор: Екатерина Пильникова
2024 Еще одним вопросом, обсуждавшимся на прошлой неделе на Градостроительном совете Санкт-Петербурга, стал памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Простой постамент с антикварным бронзовым бюстом будет установлен на пешеходной улице Комсомольской, недалеко от места рождения поэта. Эта скульптура была выбрана по итогам конкурса, проведенного в 2021 году. Жюри выбрало версию уже зарекомендовавшей себя Екатерины Пильниковой. Ее работа Петра Чайковского была установлена в Лейпциге, ее работа Льва Толстого была установлена в Сеуле, а в 2019 году она участвовала в подготовке выставки для российского павильона на Венецианской биеннале.
Памятник Николаю Степановичу Гумилёву в Кронштадте. Общий план
Памятник Николаю Степановичу Гумилеву в Кронштадте
Форма бюста выбрана для бульварной интимности. Екатерина Пильникова заявила, что такая высота была сделана для того, чтобы «не дать людям среднего роста потереть нос г-ну Гумилеву». Патина бронзы и светлый оттенок гранита постамента обусловлены атмосферой Кронштадта. Автор воспринимает Кронштадт как воздушный и яркий портовый город. На постаменте ничего не написано, кроме имени и фамилии поэта. Место было определено комитетом КГА.
Памятник Николаю Степановичу Гумилёву в Кронштадте фасад
Памятник Николаю Степановичу Гумилеву в Кронштадте
Екатерина Пильникова работала без архитектора, и это стало главной темой обсуждения. Эксперты объяснили, почему без него не обойтись, и указали на недостатки, с которыми «квалификация студента достаточна, чтобы справиться».
Михаил Мамосин отметил, что близость к дереву может негативно сказаться на его корневой системе. Господин Вячеслав Ухов отметил необходимость выделения отдельного пространства для памятников. Владимир Леппо обратил внимание на то, что скрытые под снегом плитки имеют активный рисунок, что влияет на восприятие памятника, уподобив его «бегуну», прикрепленному к дорожке. Михаил Мильчик согласился: «Необходимо выделить на тротуаре расположение памятников, указать годы рождения и смерти, сделать поэтические цитаты, чтобы привлечь прохожих». Максим Атаянц счел несерьезный подход к шрифту проблематичным. Владимир Григорьев заявил, что архитектор «уберег скульптора от необычных и рутинных решений».
Памятник Николаю Степановичу Гумилеву в Кронштадте
Памятник Николаю Степановичу Гумилёву в Кронштадте. Детали постамента
Евгений Герасимов сравнивает происходящее с пьесой Николая Гоголя «Женитьба» и говорит о более серьезных проектах, таких как Музей морской славы, напоминающий открывшийся в прошлом году автосалон в Кронштадте. Он посоветовал экспертам горсовета обсудите это. Олег Харченко посчитал, что Градостроительный совет уже играет роль коллективного архитектора, и попросил доверия автору. Семен Михайловский говорил, что перед безупречной работой явно талантливого скульптора «всем либо было бы стыдно за художника, осмелившегося создать произведение без архитектора, либо хотелось бы поучаствовать другой».
Результаты голосования будут известны позднее.
Памятник Николаю Степановичу Гумилёву в Кронштадте. План М 1:15