От контроля к эмпатии: как окружающее пространство воздействует на мозг человека

Изображение: Josh Calabrese, Unsplash
Архитектура – это не только форма и функция. Она напрямую влияет на то, как человек ощущает себя в пространстве, благодаря взаимодействию чувств с формами, текстурами, звуками и светом. Еще в 2009 году американский архитектор Джон Пол Эберхард в своей работе "Нейробиология и архитектура: в поисках точек соприкосновения" установил прямую связь между окружающей средой и нейрофизиологией. Согласно исследованию Эберхарда, здания могут вызывать тревогу или, наоборот, снижать уровень стресса, в зависимости от формы, освещения, цвета и других особенностей.
Так появилась нейроархитектура, которая исследует процессы реагирования человеческого мозга на окружающую среду. О смене парадигмы и переходе проектирования от инженерной логики к эмоциональной читайте в этой статье.
Пространство и разум
Архитектура активизирует зоны мозга, отвечающие за эмоции, внимание, безопасность. Существует множество примеров того, как наша психика по-разному воспринимает те или иные инженерные решения.
К примеру, наиболее гармоничными нам кажутся пропорции, близкие к золотому сечению". Закругленные формы часто воспринимаются мозгом как "дружелюбные", а вот острые – напротив. Высокие потолки и асимметрия усиливают креативность, замкнутые пространства и визуальная перегрузка вызывают раздражение и тревогу.
Так появилась теория архитектурной читаемости – концепция в градостроительстве, основанная на следующей идее: "Хорошая архитектура и планировка должны быть интуитивно понятными". И чем проще пространство для ориентации, тем безопаснее оно кажется человеку. В противовес ему выступают больницы, вокзалы и торговые центры – согласно теории, эти здания часто усиливают тревожность в силу дезориентирующей архитектуры. При этом архитектурная читаемость зданий строится на простых принципах, основными среди которых являются предсказуемость, градация от общественного к приватному, визуальная и телесная логика.
По мнению психологов, архитектурная среда, безусловно, влияет на психоэмоциональное состояние человека. Так, вертикальные формы и линии ассоциируются с ростом и активностью, а горизонтальные – с покоем. Цвет, как один из самых мощных эмоциональных стимулов в окружающем пространстве, уже давно является предметом для исследований. Например, светлые тона часто ассоциируются с радостью, в то время как темные оттенки могут создавать ощущение уюта или, наоборот, подавленности.
В мировой архитектуре есть немало примеров зданий, при проектировании которых учитываются не только функции, но и эмоциональные состояния. В качестве примера можно привести Храм Лотоса в индийском Дели. Благодаря формам, материалам и цветам внешний вид этих зданий настраивает посетителей на определенный эмоциональный лад. В России тоже встречаются проекты, которые учитывают влияние архитектуры на состояние – особенно это важно для жилых зданий.
Поддержка вместо контроля
Но что, если работа архитекторов будет не просто вызывать эмоции, а начнет ориентироваться на эмоциональные и психологические потребности человека? В 2018 году в урбанистике начали говорить о так называемой архитектуре эмпатии.
Суть нового подхода в создании не идеальной, а поддерживающей среды: не давить, не ускорять, а предлагать варианты. Пространство здесь проектируется исходя из потребностей человека и его психоэмоционального состояния, а не из технических норм или эстетики.
Такая архитектура стремится создать сенсорную гармонию, где присутствует баланс света, звука, тактильных ощущений. Например, доказано, что прямой солнечный свет активизирует человеческую активность, а рассеянный – успокаивает. При этом материалы с выраженной текстурой – например, камень и необработанное дерево – формируют ощущение близости к природе.
При этом в последние годы архитектура уходит от решения задач, связанных лишь с визуальной составляющей, – фокус смещается на создание пространств, максимально комфортных для жизни.
Архитекторы все чаще работают со "сценариями проживания": что видит человек, когда попадает в дом, где завтракает, как отдыхает. Согласно исследованию ученых из Канзасского университета, проведенному в 2020 году, такое сценарное проектирование повышает удовлетворенность жильем почти в 2 раза.
Психологи отмечают, что люди, живущие в районах с большим количеством зелени и открытыми пространствами, гораздо охотнее выходят на прогулки. У них легче формируются привычки к движению, что положительно сказывается на общем эмоциональном состоянии, в отличие от тех, кто проживает в тесной, перегруженной застройке. Это явление также описывал в своих работах датский архитектор и специалист по городскому дизайну Ян Гейл. Оно объясняется тем, что человеческий мозг обрабатывает окружающее пространство с точки зрения безопасности, предсказуемости и контроля. Поэтому к выбору и покупке жилья крайне важно подходить максмально осознанно.
В России такой подход начинает применяться все чаще – особенно в премиальных проектах. Например, в проектах Группы Родина сценарный подход реализуется в системе переходов от городского ритма к приватным пространствам, которые в свою очередь построены по принципу "текучести" – от двора до личной террасы. Большое внимание уделяется инфраструктуре – под нее закладывается порядка 80% земельного фонда
В заключение хочется отметить, что сегодня эволюция архитектуры идет от контроля над эмоциями к эмпатии и поддержке каждого, кто соприкасается с проектом. Именно в этом заключается новый этический горизонт архитектуры будущего.
Статья подготовлена для ARCHITIME.RU
Автор: Андрей Сафронюк, генеральный директор Группы Родина
——————————————
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
——————————————
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Городской сад как антистресс

Что такое «городские разрывы» и как с ними бороться?

Города, которые можно почувствовать: как девелоперы осваивают язык сенсорной архитектуры

До счастья пешком: исследование НИИУРС о том, что на самом деле нужно семьям с детьми в пешей доступности от жилья

Ключевые ошибки в благоустройстве дворов: как создать пространство, которое объединяет?