Выставка «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко»

22

В ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.

Основу выставки составляет коллекция гравюр с римскими изображениями, собранная архитектором Максимом Атаянцем. Эта коллекция очень большая и кажется, что она занимает подавляющее большинство экспонатов. Они дополняют те, что в основном из Пушкинского музея: есть и графические, живописные видеоролики, в том числе Каналетто, а также небольшие фрагменты из довольно обширной антикварной коллекции музея.

Орел Шестого легиона

Орел Шестого легиона

Орел Шестого легионаВ колоннаде лестницы и в двух соседних залах – обычных выставочных помещениях музея, в данном случае задействованы все прилегающие пространства – все выглядит впечатляюще и грандиозно по своим масштабам. Кроме того, через них проходит визуальная ось: с одной стороны ее поддерживает надпись «РОМА» на передней стене собора Уайтхолла — как кто-то указал на проеме, если обойти ее и прочитать буквы на зеркальной стороне, вы можете получить всеми любимое слово AMOR. А если смотреть проще, то, обернувшись, в общем плане над лестницей читаем «Картины Рима».

  • Орел Шестого легиона
  • Орел Шестого легиона

Пройдя туда по галереям, мы увидели в последней маленькой комнате картину маслом, действительно римскую — в каком-то смысле модель виденных нами гравюр, поскольку ракурсы и памятники были те же, но более крупные, меньше цвет. Мы знаем, что кураторы и эксгибиционисты одновременно очень тонкие и незаметно грамотные, но обладают чувством юмора. А может и нет.

Тем не менее, выставочное пространство большое и богатое экспонатами, умело построенное вокруг идеи не столько показать различные этапы развития Рима, сколько городского пространства или даже его памятников, но, прежде всего, погрузить зрителя в Рим. Рассказано с разных точек зрения как архитектурное явление. Поэтому текста и подразделов достаточно много, но строго не прослежена логика различных этапов, упомянутых куратором в начале: древность, средневековье, эпоха Возрождения, барокко. Поскольку сами этапы разделены на части и «перебиты» какими-то отдельными, не всегда тематическими, но словами, то, конечно, за словами стоит определенный смысл, в данном случае поданный в виде текстового пояснения. Например, слева от входа в Уайтхолл я прочитал «ВАНИТАС». Вдоль центрального нефа расположены обелиски и колонны, которые охраняет мой любимый герой этой выставки — мраморный орел. Орел, как всегда, отбрасывает интересную тень. Куда бы я ни пошел, он выбросил бы его; я бы рискнул предположить, хотя могу и ошибаться, что именно так происходит переход от одноглавого орла к двуглавому орлу.

  • Орел Шестого легиона
  • Орел Шестого легиона

В общем, такое ощущение, что автор строит это выставочное пространство, как сам Рим: там есть все, сразу все переварить сложно, но легко убедить себя: ты этого не узнаешь все сразу. Это насыщенная «экскурсия по Риму», являющаяся в некотором смысле обратной экскурсией путешественников XVI (и особенно XVIII) веков. Здания, площади, колонны, обелиски, площади, фасады…фонтаны. Почему на картине Пьяцца Навона вокруг фонтана изображено затопление? тайна. Если смотреть под одним углом, в резьбе нет перелива цвета.

Орел Шестого легионаОпять же, карта просто необходима уставшему путешественнику. Их здесь несколько, и они довольно большие, особенно один, «Новый план Рима» Джованни Баттисты Нолли 1748 года, напечатанный на 12 деревянных панелях.

Орел Шестого легионаИтак, прогуливаясь, вы внимательно наблюдаете за памятником, а затем поднимаете усталые глаза, чтобы увидеть панораму города, которая может только заставить вас расслабиться и почувствовать себя путешествующим туристом. Здесь помогают не графические панорамы, а интерьеры Кляйна, они никогда не подводят, активно участвуют во всех выставках; Не хватает только запаха цветов и воды, ну и для того, как шутили на открытии, там есть третий Рим, и это Москва.

Здесь можно порассуждать о влиянии русских матрешек: первая из них была помещена в Третьем Риме, а резные изображения самых известных ее экземпляров размещены внутри классического здания музея. Но есть кое-что ещё более странное — теперь эта выставка выполняет задачу, аналогичную проекту Цветаева: как мы помним, он построил музей отливок для студентов, не имевших возможности изучать древние оригиналы. Вчера на выставке здесь гуляли люди, по крайней мере один из которых видел Рим, но не всем, по моему мнению, теперь легко туда попасть снова. Мы гуляли и рассматривали эти изображения, которые, по сути, служат исторической цели: запомнить город и его главные памятники. По сути, эти резные фигурки были предшественниками открыток, которые туристы покупали в качестве сувениров. Конечно, он просто старше и в лучшей форме.

  • Орел Шестого легиона
  • Орел Шестого легиона
  • Орел Шестого легиона
  • Орел Шестого легиона
  • Орел Шестого легионаОрел Шестого легиона

В наши дни добавки и смеси стали почти необходимостью, и если вы работаете с большим количеством отпечатков, практически невозможно не дополнить их. В данном случае «микс» более чем тонкий, и не слишком. В том месте, где речь идет о руинах и раскопках, находятся фрагменты лепных украшений и фресок старинной виллы, которые, кстати, очень интересны. Капитель, очень похожая на Архангельский собор в Москве, но только из мрамора, сахарного цвета и прозрачного, в паре с орлом очень ясно дает понять, что не так уж важно быть приближенным к уровню Римской империи на пике своего развития в первом веке простой.

Орел Шестого легионаоднако есть в резьбе еще один дополнительный материал, который особенно радует — мелкий пластик, монеты и статуэтки, а все фигурки, выставленные в экседре, происходят из коллекции Максима Атаянца.

  • Орел Шестого легиона
  • Орел Шестого легиона

Как и половинки и медали, монеты сочетаются с изображениями архитектуры. Наблюдать за ними не увлекательнее, чем за резьбой, а может быть, даже больше.

  • Орел Шестого легиона

    Круглый храм Марса со знаменами легионеров; изображение на клеточном пузырьке (серебряная монета) 27-20. ДО Н.Э. Коллекция ГМИИ.

  • Орел Шестого легиона

    башня у входа на Троянский форум расположена на обратной стороне ауреума (тоже монеты, только золотой) 112-117. AD, была отчеканена практически в том же году, когда было завершено строительство Форума. Специальная коллекция Maxime Tayant.

  • Орел Шестого легиона

    Храм Януса на обратной стороне бронзового Цестерция 64-66 гг н.э. Реклама Собрание Пушкинского музея. Выставка «Три раза в Риме».

  • Орел Шестого легиона

    Ротонда Ареса-мстителя, монета начала первого века с изображением орла и знамени Легиона на реверсе. Реклама Специальная коллекция Maxime Tayant.

  • Орел Шестого легиона

    Триумфальная арка с четырьмя колесницами на спине, 19-18 гг до н.э. Коллекция ГМИИ.

  • Орел Шестого легиона

    На реверсе бронзовой медали изображена Церковь Иисуса в честь кардинала Алессандро Фарнезе. Джованни Виченцо Мелон. 1575. Из собрания Пушкинского музея.

Иными словами, самое интересное в этой выставке — это погружение в детали, здесь самое главное — не переусердствовать, так как другие экспонаты, особенно карты и панорамы, позволяют начать искать знакомые памятники и определять знаменитые улицы, побуждая вас оставаться с ними дольше, пока вы во всем не разберетесь. Здесь помогает медийная панорама, сигнал, к которому современная аудитория очень привыкла.

С другой стороны, большое количество гравюр, особенно когда пробежишься по ним несколько раз, внушает доверие к их повторяемости — не всей, но значительной, устойчивости правильных углов в целом, как известно, строятся эти идеи; друг на друга. Если подумать о количестве экземпляров, то есть что-то завораживающее… Почему в коллекции есть еще один экспонат, например, Базилика Санта-Мария-Новелла? а потом! Никогда не может быть слишком много.

Было весело оглядеться вокруг и в пятый раз узнать знакомые здания. Вы также испытываете некоторое ностальгическое чувство — хотя тот факт, что эти пейзажи представлены резьбой давних времен, создает приятную дистанцию, которая не дает нам погрузиться в лирику. Удалось ли авторам выставки погрузить зрителя в атмосферу Рима? Но чтобы это понять, нужно посетить выставку. Но ни при каких обстоятельствах нельзя пропускать эти монеты.

Орел Шестого легиона

Орел Шестого легиона

Орел Шестого легиона

Орел Шестого легиона

Орел Шестого легиона

Орел Шестого легиона

Орел Шестого легиона

Орел Шестого легиона

Орел Шестого легиона

Орел Шестого легиона

Орел Шестого легиона

Вам также могут понравиться

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

stavimsteni