Креатив и закон: как создать успешный дизайн-бизнес
Содержание

Екатерина Чуковская, директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP. Предоставлено пресс-службой Digital IP Как построить креативный бизнес? Какую форму ведения деятельности выбрать? Как управлять интеллектуальной собственностью и успешно зарабатывать на креативных продуктах? Директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP Екатерина Чуковская уверена: для дизайнеров эти вопросы стоят особенно остро. Именно им, а также другим юридическим и экономическим аспектам дизайна как креативной индустрии, был посвящен бизнес-практикум, который организовал Digital IP в пространстве «АКИ.лаб». Во встрече приняли участие главный дизайнер студии NasonovDesignWerke, преподаватель Факультета Проектного Управления Института Управления РАНХиГС и Британской высшей школы дизайна Илья Насонов, юрист и управляющий партнер юридической компании «Гриц и партнеры» Ольга Новикова и основатель Центра правовой защиты творческой индустрии ArtLaw Руслан Гацалов. Эксперты обсудили этапы, возможности развития, подводные камни и главные активы креативного предпринимательства.
«Дизайн — это индивидуальная профессия»
Начиная карьеру в дизайне, некоторые считают, что можно пойти простым путем: устроиться с дипломом о высшем образовании в дизайн-студию, из подмастерья дорасти до позиции старшего дизайнера, потом до главного и, наконец, занять кресло директора. Однако дизайн — это индивидуальная профессия, уверен Илья Насонов, поэтому такая практика в отрасли встречается редко. На рынке не так много крупных дизайнерских студий и архитектурных бюро, где есть возможность стать управляющим партнером или вырасти до совладельца бизнеса, поясняет эксперт. «Рано или поздно ты уходишь и основываешь свою студию. С 2007-го по 2014 год я работал в нескольких компаниях. Я получил бесценный опыт. В Honka научился проектировать деревянные дома, благодаря компании WWTS, которой руководит итальянец Сильверио Мариан, работал на мебельной миланской выставке — крупнейшей в мире профильной площадке для демонстрации новинок в интерьере. В это время вышла моя первая публикация в СМИ: созданный проект московской квартиры Сильверио Мариана был опубликован в спецвыпуске Лучших интерьеров. К 2015 году я понял, что надо организовывать свою дизайн-студию». На этом этапе приходится сталкиваться и с новыми вызовами – распределение бюджета на аренду помещения, зарплату сотрудникам, необходимость вникать в различные юридические и экономические тонкости, но также возникают и новые возможности.
Это база: из чего складывается работа дизайнера?
Важно, чтобы все проекты дизайнера были зафиксированы в его портфолио и резюме. По мнению Ильи Насонова, у специалиста должно быть как минимум пять различных вариантов портфолио для разных целей – государственных компаний, конкурсов и тендеров, частных заказчиков и так далее. При этом, если речь идет о работе над дизайн-проектом общественных пространств и интерьеров, стоит обратить внимание на фирменный стиль компании и учитывать его при оформлении заявки. Еще одно условие успешного продвижения – наличие сайта, личных страниц на профильных площадках и аккаунтов в соцсетях. «Если вас нет в социальных сетях, значит, вы не существуете», – уверен Илья. Карьерный рост также стимулируют публикации в СМИ, публичная работа – выступления на форумах, конференциях, лекции и мастер-классы. «Все работает в системе: кто-то прочтет публикацию о вас, кто-то зайдет на ваш телеграм-канал и останется, кого-то заинтересует ваша презентация на профильном мероприятии», – отмечает Насонов. Не менее важно участвовать в конкурсных проектах и грантах, но не стоит забывать: когда появляется желанный заказ, вместе с ним приходится работать с коммерческими предложениями, договорами, актами, тендерной документацией. «Если вы не умеете этого делать, то просто не сможете брать серьезные заказы. Создание эскизного и рабочего проекта, исполнительская документация, контроль работы смежных организаций, авторский надзор и претензионная работа – во всем этом либо нужно разбираться самостоятельно, либо обращаться за помощью к специалистам», – резюмировал Илья Насонов.
Формы ведения креативного бизнеса: плюсы и минусы разных вариантов
Любой бизнес, в том числе креативный, должен быть официально оформлен. Нелегальные схемы, например, с переводами на карту, могут привести к серьезным проблемам с налоговой и конфликтам с клиентами или партнерами. «Недавно мы хотели арендовать студию, и администратор предложил нам два варианта – безналичную оплату на карту по одной стоимости или проведенную “официально” по договору с наценкой 10%. Дела таким образом лучше не вести. Даже если налоговая не заметит нарушений сама, о них могут сообщить недовольные клиенты или конкуренты», – уверена Ольга Новикова.
У того, кто хочет монетизировать свою деятельность не в найме, а в свободном плавании, есть несколько вариантов: применять налог на профессиональный доход (стать самозанятым), зарегистрировать ИП или ООО. У каждого варианта свои преимущества и ограничения. Самозанятость – простой и удобный вариант в начале карьеры. Плюсы – простая регистрация через приложение «Мой налог», отсутствие отчетности и необходимости регистрировать кассу, возможность работать параллельно по трудовому договору, низкие налоги – 4% с физических и 6% с юридических лиц. «Самозанятые могут зарегистрировать свой товарный знак – а это важный момент для охраны своей интеллектуальной собственности и построения личного бренда», – рассказала Ольга. Ограничения самозанятости – объем заработка не более 2 400 000 рублей в год, запрещено нанимать в команду сотрудников и перепродавать купленные товары.
Если креативный предприниматель начинает расти и его доходы увеличиваются, стоит рассмотреть ИП или ООО. У ИП уже более сложная система налогообложения, чем у самозанятых, и обязательные ежегодные взносы – более 50 000 рублей. «ИП не подойдет тем, кто ведет бизнес с партнером. Если партнеры поссорятся и совместный проект распадется, бизнес останется у того, на кого он оформлен, и неважно, кто вложил в него больше сил, времени и таланта», – отметила Новикова. В партнерских отношениях лучше сразу оформлять ООО.
Если же сравнивать эти две формы по другим параметрам, ИП проще зарегистрировать и закрыть. А если вдруг появятся долги, преимущества у ООО, которое, чаще всего, отвечает только имуществом компании, а владелец ИП – своим личным. Административные штрафы у ИП в разы меньше. Кроме того, владелец ИП может свободно распоряжаться деньгами, поступающими на счет: снимать и тратить их с карты. В случае с ООО нужно в определенный период выводить дивиденды, рассчитывать их и платить дополнительный налог. По этой причине многие креативные предприниматели предпочитают ИП.
Если предприниматели планируют привлекать инвестиции, нужно выбирать ООО. «Юристы шутят, что в ИП инвестируют только FFF: “fools” – дураки, “family” – члены семьи предпринимателя и “friends” – друзья. Поэтому если вы планируете серьезно масштабировать бизнес или открываете его для последующей продажи, лучше выбрать ООО», – резюмировала Ольга Новикова.
Десерты, мебель для кошек и чек-лист первой брачной ночи: как может выглядеть интеллектуальная собственность
Креативный бизнес отличается многообразием творческих активов, которые формируют капитал предпринимателя. «Интеллектуальная собственность – это не только бренд и товарный знак. Это все, что вы придумываете, изобретаете и можете кому-то предложить. Творческие активы имеют очень большую ценность», – подчеркнул Руслан Гацалов. Его компания зарождалась в Санкт-Петербурге, где всегда было огромное количество творческих людей, которые стали обращаться к юристу за помощью в защите своих интеллектуальных прав.
Одним из интересных кейсов стала защита дизайна торта. Внешне он, казалось бы, мало чем отличался от других подобных изделий, но оформление было авторским, и недобросовестные конкуренты решили скопировать его. «Изначально судья скептически отнеслась к этому делу, но нам удалось доказать, что дизайн оригинален, – рассказывает Руслан, – оригинальность не обязательно предполагает создание чего-то нового и необычного, она подразумевает самостоятельный творческий труд». Объектом интеллектуальной собственности, за права которого также боролась команда Гацалова, стал и десерт «Мамин любимый цветок» из ресторана «Кококо». Его концепт представляет собой разбитый цветочный горшок, выполненный из темного шоколада, с цветами из перцового мороженого.
Другое любопытное дело было связано с отелем для кошек. Его владельцы разработали особенный дизайн мебели, который привлекает и хозяев, и питомцев. Другая компания решила скопировать его. «Нам отказала первая инстанция. Мы очень долго боролись, но в итоге добились самого главного – доказали, что этот дизайн является интеллектуальным активом и он охраноспособен. Так мы защитили интересы и владельцев отеля, и кошек», – вспоминает Руслан.
У бренда Radical Chic, представляющего дизайнерские платки с картинами различных художников из разных музеев и частных коллекций, был бутик на Невском проспекте. В какой-то момент в пятистах метрах от него на Апраксином рынке стали продавать их копии стоимостью сильно ниже оригинала. «Дело было выиграно, и за каждую подделку мы взыскали по 600 000 рублей», — говорит Гацалов. Похожая история произошла с брендом Glow Me, выпустившим коллекцию татуированных прозрачных перчаток. «Этот кейс запомнился тем, что за один день мы зафиксировали факт нарушения и продажи копий изделий пятнадцатью различными предпринимателями в разных регионах. За каждую пару мы взыскали по 300 000 рублей», – отметил Гацалов.
Юрист также рассказал о необычном деле, когда предметом разбирательства стал чек-лист первой брачной ночи, составленный для девушек дагестанским психологом и сексологом Мактиной. Его начала незаконно распространять другая женщина, и в итоге права автора удалось защитить. «Этот пример показывает, что даже такие чек-листы могут быть защищены законом. На них психолог построила огромный бизнес с активами, которые и не снились многим креативным предпринимателям», – отметил Руслан. Главный совет, который он дает дизайнерам, – фиксировать все объекты интеллектуального права, который они создают. И не брать пример с французского врача Эрнеста Дюшена, который на самом деле задолго до Александра Флеминга изобрел пенициллин, но не запатентовал свое изобретение. Так же, как Антонио Меуччи, который первым придумал телефон, но патент в итоге получил более предприимчивый Александр Белл.
Правовые модели в одном объекте и палитра товарных знаков
С юридической точки зрения существует множество вариантов оценки того результата творчества, который станет основным активом. И ГК РФ предлагает большой спектр возможностей и выбор различных правовых моделей, которые могут использоваться для охраны одного и того же объекта интеллектуальной собственности. «Очень ярким примером является Кубик Рубика, который изобрел венгерский скульптор и преподаватель архитектуры Эрне Рубик. Он начал с чертежей, которые охраняются как объекты авторского права. Потом архитектор зарегистрировал предмет как изобретение со специальным способом крепежа, позволяющего крутить его в разных проекциях. Когда истекал срок одной правовой модели, Рубик переходил к другой и в итоге выбрал в качестве наиболее подходящей объемный товарный знак», – рассказала Екатерина Чуковская.
Товарные знаки – это не только слова и изображения. Они могут быть объемными, как в случае с Кубиком Рубика, всеми моделями Crocs, линейкой бутылочек Coca-Cola объемом 0,25 мм, конфетами Rafaello и Toblerone. Анимационными – как у «Мосфильма» с вращающейся статуей «Рабочий и колхозница» или у компании Metro Goldwyn Mayer с рычащим львом. Одна компания – производитель теннисных мячиков зарегистрировала ароматический товарный знак с запахом скошенной травы. Так же поступил другой бренд, выпускающий дротики: зарегистрирован был запах пива «Портер», который усиливается, когда дротики берут в руки. «Целую лекцию можно прочитать о конфете Chupa Chups. В этом случае охраняется и секрет производства, и некоторые вкусы, и форма как промышленный образец. А знаменитую желтую ромашку нарисовал в свое время Сальвадор Дали, который потом также участвовал в рекламе при ребрендинге», – говорит директор Digital IP.
Также есть осязательные товарные знаки – например, бархатное напыление на крышке бутылки шампанского одного из производителей. Звуковые – звук щелчка зажигалки Zippo или звуки программы Windows. В качестве товарных знаков регистрируют даже цвета. «Весь спектр практически разобран. Один из последних зарегистрированных – цвет кетчупа Heinz. Компания сделала это, чтобы избежать претензий от посетителей ресторанов и кафе. Некоторые владельцы таких заведений, израсходовав оригинальный кетчуп, часто заливают в бутылки из-под Heinz другие соусы. Зарегистрированным цветом теперь будет отмечен край этикетки. Если он совпадает с цветом жидкости – значит, это оригинальный продукт», – поделилась новостью Екатерина Чуковская.
Слова экспертов подтверждают, что сегодня у креативных предпринимателей в сфере дизайна есть огромное количество возможностей развивать свою деятельность, максимально эффективно использовать нематериальные активы для создания капитала, охранять и защищать самые разнообразные объекты интеллектуальной собственности. Для этого важно уделять внимание не только творческому процессу, но также экономической и юридической составляющей бизнеса и, конечно, уметь делегировать определенные задачи, обращаясь за помощью к специалистам.
Статья подготовлена Натальей Малаховой для ARCHITIME.RU
——————————————
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
——————————————