«Действуем сообща и любим архитектуру». Женщины, которые меняют правила и города вокруг нас

Изображение предоставлено коммуникационным агентством "Правила общения" В этом году журнал TIME включил в свой список 100 самых влиятельных людей мира наряду с политическими лидерами и технологическими магнатами женщину-архитектора Аннабель Сельдорф. У нее на счету такие проекты, как реновация музея Frick и разработка фарфоровых небоскребов в Нью-Йорке, а также обновленный облик одного из крыльев Национальной Галереи в Лондоне.
Но исторически сложилось, что подобное признание – редкость для женщин в этой индустрии. Как много знаменитых женщин-архитекторов и урбанистов может назвать обычный человек? Наверняка первой придёт в голову Заха Хадид, кто-то, возможно, вспомнит Екатерину Максимову, архитектора фабрики-кухни в Самаре, или Джейн Джейкобс, автора книги «Смерть и жизнь больших американских городов», и на этом список, вероятно, закончится. Но ситуация меняется. Сейчас мы видим, что архитектура перестает быть «мужской профессией», и около 70% студентов архитектурных ВУЗов – женщины.
В разговоре WOMAN POWER на АРХ Москве встретились пять героинь с уникальным опытом, чтобы обсудить перемены в архитектурной индустрии, то, как женский подход влияет на облик городов и архитектурную культуру в целом, и то, как сохранять жизненный баланс в профессии, где принято приносить себя в жертву работе. В диалоге приняли участие: главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина; искусствовед, историк архитектуры Елизавета Лихачева; руководитель образовательных, издательских и выставочных программ Москомархитектуры Ирина Кузнецова; архитектор, руководитель бюро UNK Interiors Юлия Тряскина; руководитель коммуникационного агентства «Правила общения», урбанист, специалист по построению сообществ Юлия Зинкевич. Их объединяет страсть к профессии: для них архитектура, просвещение и создание сообществ — не просто работа, а способ менять мир.
«Архитектура — это история про результат» – Ильсияр Тухватуллина
Ильсияр Тухватуллина — главный архитектор Казани, чей путь в профессии начался с практики в архитектурном бюро, а затем, неожиданно для неё самой, привёл к управлению архитектурным обликом большого города. Хотя она никогда не стремилась во власть, но увидела возможность повысить качество реализуемых в Казани проектов, и задача увлекла.
С вступлением Ильсияр в должность Казань не просто обрела новые архитектурные точки притяжения, но стала площадкой для диалога профессионалов со всей страны, а потом и мира. Главное детище главного архитектора Казани — фестиваль «Казаныш», который за четыре года превратился в крупнейшее архитектурное событие России — в этом году фестиваль собрал почти 45 тысяч профессионалов. «Одной из ключевых целей форума было повышение статуса профессии архитектора, повышение взаимопонимания между архитекторами и застройщиками, представителями власти», — объясняет Ильсияр.
Казань развивается фантастическими темпами и с каждым годом притягивает все больше туристов, о проектах, реализованных в Казани, пишут не только местные СМИ, но и мировые архитектурные издания.«Сроки — это точно от мужчин. Я бы делала всё медленнее и с кайфом. Но работаем в заданном тайминге».
В числе самых интересных тем, которые в разработке у главного архитектора Казани и её команды – возвращение городу его исторической связи с Волгой. Республика приступает к реализации программы «Казань — город на воде». В 1989-м здесь выпускали 200 тысяч лодок в год, а сегодня река почти не используется — и этот проект создан, чтобы это изменить. Марины, парусные школы, набережные — всё, чтобы вода снова стала частью городской жизни.
Чтобы лучше погрузиться в водную культуру и понять, как с ней работать, Ильсияр сама выучилась на капитана парусного судна. «Это непростая история, но я всем очень рекомендую изучить ее. Вода – это энергия».
Знаковым для себя проектом Ильсияр называет «Новую Портовую» — масштабную реновацию промышленной зоны вдоль Волги. Это уникальный проект не только для Казани, но и для России в целом — его площадь составляет почти 300 гектаров. По проекту планируется создание набережной с благоустройством и городскими маринами, а также многофункциональной городской среды — с жилыми домами, коммерческими зданиями, спортивным центром и университетским комплексом. «Это территория, где можно будет реализовать всё, о чём мечтается», — говорит Ильсияр.
«Мне повезло: моя профессия — это моя жизнь» – Елизавета Лихачева
Елизавета Лихачёва — искусствовед, историк архитектуры, известная своими инициативами в области сохранения архитектурного наследия. Её путь начался в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева, где она выросла от младшего сотрудника до директора. Елизавета и её команда проделали уникальную работу, чтобы сделать музей площадкой, интересной не только профессиональному сообществу, но и всем горожанам — и это удалось. «У меня была цель, чтобы музей был заметен в масштабах мира», — отмечает Елизавета. Под её руководством Музей архитектуры превратился в динамичную площадку для диалога о прошлом и будущем архитектуры.
«Поскольку я не архитектор, я просвещаю людей. Я рассказываю им, что такое архитектура, и побуждаю их учиться. Вот это главное».
Еще одним значимым проектом для Елизаветы Лихачёвой стал Дом Мельникова – она открыла его городу и сделала доступным для людей, запустив регулярные экскурсии. История этого проекта ещё не закончена – реконструкция дома началась в прошлом году и будет длиться еще несколько лет.
Елизавета признается, что вся ее жизнь крутится вокруг искусства и архитектуры, и она никогда не перестает думать об этом – и ей не нужно искать варианты для переключения от работы.
«Баланс состоит в том, что ты не должен жить для того, чтобы работать. Твоя работа должна приносить тебе удовольствие. Это главный баланс».
Своим главным проектом Елизавета искренне называет свою дочь, которая продолжает семейную традицию и тоже стала искусствоведом. «Воспитывать не наследников, а мыслящих людей», — говорит Лихачёва.
«Влюбилась в архитектуру, когда влюбилась в архитектора» – Ирина Кузнецова
Ирина Кузнецова — куратор образовательных, выставочных и издательских программ Москомархитектуры, чей путь в профессии начался с роли PR-специалиста в архитектурном бюро. «Архитекторы — самые лучшие люди на Земле, это потрясающая профессия», — делится она. Уже более 20 лет Ирина занимается просветительской работой, и её подход всегда был целостным: не о личностях, а о профессии в целом, о том, как архитектура влияет на мир вокруг нас. «Я побуждаю людей всех возрастов учиться и узнавать про архитектуру», – рассказывает о своей миссии Ирина.
Один из её главных проектов — фестиваль архитектурного образования и карьеры «Открытый город». Изначально он был создан для студентов московских архитектурных вузов, чтобы помочь им перейти от теории к практике. «Мы поняли, что есть колоссальный разрыв между тем, чему учат в институте, и тем, с чем молодые специалисты сталкиваются, приходя в профессию», — объясняет Ирина. Фестиваль стал площадкой для встреч и обмена опытом, помогая преодолеть этот разрыв и находить своё место в профессии. А в последние годы вырос до события в масштабе страны. В прошлом сезоне участие приняли студенты из 39 вузов 16 городов. К архитекторам присоединились специалисты других профессий, а события фестиваля выплеснулись на лучшие московские площадки – от ГМИИ им. Пушкина до ГЭС-2.
«Как мама четверых детей, на работе я отдыхаю. Я кайфую, особенно когда проект получается. Это дает огромную энергию».
Будучи мамой, Ирина не раз задумывалась о том, как увлечь архитектурой детей и подростков. Так появился её проект с детскими книгами, которые рассказывают о городах простым языком и сопровождаются яркими иллюстрациями. Этот проект заметило издательство МИФ, и он нашёл большой отклик у аудитории. «Я, честно говоря, не рассчитывала на такой успех», — признаётся Ирина. Уже вышли книги «Я — Москва!» и «Я — Казань!». Эта серия была задумана в соавторстве с двумя талантливыми девушками — Алисой Юфой и Софьей Милье. Книги рассказывают детям об истории города, архитектуре, городских маршрутах и интересных фактах — всё это сопровождается авторскими иллюстрациями. Впереди новые выпуски, которые обещают быть не менее интересными.
Еще один знаковый проект, над которым работала Ирина, — фестиваль «Архитектура для людей», призванный привлечь как можно больше внимания широкой аудитории к миру архитектуры. В прошлом году в рамках фестиваля в Центре «Зотов» прошла нашумевшая выставка: 11 архитектурных команд представили иммерсивные инсталляции на тему эмоций и того, какое влияние оказывает среда на горожанина. «Часто мы этого вообще не осознаем, но на самом деле мы постоянно подвергаемся влиянию среды», — комментирует Ирина.
«Женщины вносят эмоциональность в архитектуру» – Юлия Тряскина
Юлия Тряскина — партнёр бюро UNK interiors — относится к тому поколению женщин-архитекторов, которым приходилось доказывать свою состоятельность в «мужском» мире строительства. Она делится воспоминаниями о первых стройках, на которых выполняла надзор и слышала комментарии от строителей: «Ну, это же девочка». Ей приходилось бороться с мужской логикой, отстаивая свое видение и подход к работе – не самая простая задача, когда ты в меньшинстве.
Юлия живёт своими проектами и совмещает работу с материнством. Второго ребёнка она родила буквально «где-то между совещаниями».
«Архитектор никогда не может полностью отвлечься от своего проекта. Архитектура – это образ жизни. Но для меня это не проблема – особенность женщины в многозадачности, и главное просто найти для себя состояние гармонии, в котором работа тебя подзаряжает»
Знаковый проект для Юлии — павильон «Атом» на ВДНХ. Лаконичный и строгий, он задаёт особое настроение пространства: стеклянный фасад создаёт ощущение стерильности и будто растворяется в парке. Она рассказывает, что работала над этим проектом, будучи беременной, и, несмотря на то что обычно её проекты яркие, в этом павильоне ей захотелось ограничиться только двумя цветами — чёрным и белым. Такой выбор палитры – метафора невидимой, бесцветной и неощутимой радиации, которая оказывает колоссальное влияние на человека.
Став матерью, она начала видеть архитектуру под другим углом: «Мне было важно понимать, что человек чувствует в пространстве безопасность», — рассказывает Юлия. Одним из ключевых проектов в карьере для неё стала реконструкция Дворца водных видов спорта в Лужниках. Почти 500 человек в команде, бесконечные совещания, согласования, стройка — так было создано ориентированное на человека пространство, которое притягивает семьи с детьми, и позволяет каждому чувствовать себя комфортно. «Женщина приносит эмоциональность в архитектуру, углубляется в детали, управляет ощущениями человека в пространстве».
Но самым стрессовым проектом в жизни Юлии стал Международный аэропорт Симферополя. Активная фаза разработки аэропорта пришлась на 2014 год, и все детали проекта менялись с невероятной скоростью. Проект стал проверкой приверженности к своему делу – все причастные к разработке буквально жили им многие месяцы. «Архитектура учит отпускать. Ты живешь и дышишь проектом несколько месяцев или лет, думая о нем непрерывно, а потом он заканчивается – и ты должен посвятить себя следующей идее», – рассказывает Юлия.
«Наша миссия – сделать проекты видимыми» – Юлия Зинкевич
Юлия Зинкевич — коммуникатор, журналист и куратор, превратившая PR в инструмент городских изменений. Её коммуникационное агентство «Правила общения» формирует и развивает сообщества в сферах урбанистики, архитектуры, дизайна и культуры. «Мы создаем собственные, и поддерживаем чужие проекты, которые становятся важными точками сборки сообщества», — говорит она о своей работе.
«Мы все действуем сообща и любим архитектуру. Стараемся сделать ее понятной и вызывающей эмоции».
Один из самых заметных проектов Юлии — премия АРХИWOOD – про лучшую деревянную архитектуру России, которую она запустила в соавторстве с Николаем Малининым и компанией HONKA. Уже 16 лет этот проект объединяет вокруг себя архитектурное сообщество и открывает новые имена в деревянной архитектуре, доказывая, что современные технологии могут гармонично сочетаться с традиционными материалами.
География проектов Юлии не ограничивается столицей. «Мы смотрим на частные инициативы, которые исходят от людей и выливаются в важные явления на уровне городов, помогаем им стать заметными», — объясняет она. Например, инициированный Юлией проект «Приметы городов» был призван показывать хорошую архитектуру и региональные практики в области девелопмента и реноваций, существующие за пределами Москвы и Петербурга, а также составлять «портреты» российских городов, основанные на культурных и исторических особенностях. 100 лучших примеров нового строительства и реконструкции со всей страны были объединены в каталог, распространённый среди главных архитекторов городов России.
Результаты её работы заметны по всей стране. Около 15 лет назад Юлия инициировала проект «С городом на Ты», посвященным тактическому урбанизму и «городским оптимистам». Через выставки и исследования проект показывал, как локальная идентичность формирует современную среду. Одним из примеров того, как он повлиял на локальные сообщества, служит знаменитая Белая Башня в Екатеринбурге. 15 лет назад она была на грани разрушения, поддерживаемая только командой студентов, которые старались ее сохранить своими силами. Юлия и «С городом на Ты» стали первыми, кто обратил внимание на эту инициативу и предоставил необходимую проекту поддержку – команда проекта пригласила хранителей башни в Москву, познакомила с экспертами по сохранению культурного наследия, показали значимость их работы, дала доступ к сообществу единомышленников и вдохновили продолжать дело. Сейчас Белая Башня – один из архитектурных символов Екатеринбурга.
Курируя воркшопы и образовательные программы, Юлия Зинкевич следует простому принципу: «Наша роль — взаимное опыление людей и идей, мы способствуем человеческим связям и собираем экспертные и городские сообщества для того, чтобы хорошие проекты стали видимыми, и много людей поверило в них так же, как мы».
Заключение
Несмотря на то, что в архитектуре все еще преобладает мужской взгляд, ситуация постепенно меняется. С каждым годом мы все чаще видим, как женщины добиваются успеха в архитектурной профессии – завоевывают престижные премии, становятся архитекторами крупных городов или авторами знаковых проектов, а заодно – меняют подходы к проектированию и то, как человек ощущает себя в городе.
Материал предоставлен коммуникационным агентством "Правила общения"