СИНТЕТИЧЕСКАЯ МОРФОЛОГИЯ, или когда человеческое тело объединяет искусство и высокие технологии

42

Синтетическая морфология, или Человеческое тело сочетает искусство и высокие технологии

Фото: Александр Белобородов, Пермь В начале июля в Перми открылась необычная выставка междисциплинарных проектов в области искусства, науки и технологий «Искусство и наука: открытые тела.

Музей современного искусства PERMM представляет инсталляции, созданные в сотрудничестве с художниками, учеными и инженерами. Выставка является результатом стипендиальной программы PERMM и Фонда Норпексал: совместного исследования художников и ученых, которое воссоединяет наше восприятие живого и неживого.

Для участия в программе подано 60 заявок из 22 городов России. Жюри отобрало ценные предложения, представленные сотрудниками Центра искусств и наук Санкт-Петербургского университета информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО), именем которого назван институт. А. Родченко, имени Института физиологии НИУ ВШЭ. И. Павлова, НИТУ «МИСиС», Институт биоорганической химии РАН.

В ноябре 2023 года финалисты получают стипендию для реализации проекта и начала работы. В финальной выставке также представлены шесть художников, работающих в области искусства и науки, чьи работы перекликаются с темами выставки.

Каждая авторская команда объединяет представителей творческой и научной сфер, чтобы продемонстрировать, насколько глубоко их видение объединяет новейшие научные и технологические разработки с человеческим телом. Творческое исследование людей, работающих с цифровыми технологиями, позволяет трансформировать человеческие эмоции, физиологию и инстинкты в увлекательные, а иногда и завораживающие художественные проекты.
Автор предлагает задуматься о том, насколько легко наши тела подвержены влиянию, проникновению и зависимости от постигающей нас цифровой реальности.

Синтетическая морфология, или Человеческое тело сочетает искусство и высокие технологии

Изображение: Александр Белобородов, ПЕРММ

Один из крупнейших научно-технических прорывов последних лет связан с возможностью описания живых организмов как потоков материализованной информации. Живое и неживое сливаются в одно, порожденное и искусственное. Человечество до сих пор пытается понять и оценить перспективы появления этого явления в нашей жизни.

Однако, поэтизируя эти процессы, мы не должны забывать о личной и глобальной безопасности.

Поэтому неудивительно, что «Лаборатория Касперского», находящаяся в авангарде разработок в области цифровой безопасности, откликнулась на просьбу поддержать один из выставочных проектов.

Сегодня компания защищает более миллиарда устройств от масштабных киберугроз и целевых атак, а ее накопленные знания и опыт продолжают воплощаться в инновационные решения и услуги для защиты предприятий, критической инфраструктуры, государственных учреждений по всему миру и обычных пользователей.

Синтетическая морфология, или Человеческое тело сочетает искусство и высокие технологии

Изображение: Александр Белобородов, ПЕРММ

Александр ГОСТЕВ, главный технолог «Лаборатории Касперского»:
Современные технологии кибербезопасности требуют применения самых современных научных идей, например, в области искусственного интеллекта, математики и криптографии. Мы не только разработчики этих технологий, но и популяризаторы и руководства для обычных пользователей. Их интерпретация и отображение через искусство — еще один очень интересный способ взаимодействия с аудиторией. Проект Science Art дал нам о многом задуматься и о том, как сами художники смотрят на новые технологии и науку. Художник не обязательно является экспертом в области науки или техники, но эти области дают ему новые инструменты для реализации.

«Лаборатория Касперского» регулярно поддерживает художественные проекты, сочетающие искусство и технологии. Развитие в этом направлении началось с сотрудничества компании с LABORATORIA Art and Science Foundation — некоммерческим исследовательским центром, активно развивающим научно-художественное направление современного искусства. В рамках совместной работы были реализованы общественно-просветительские программы и выставки.

Важно не отвлекать людей от технологий. Конечно, эти сценарии могут быть как позитивными, так и негативными, но это не технический вопрос. Важно показать, что любые негативные последствия можно предотвратить, в том числе с помощью таких технологических компаний, как наша.

Для участия в итоговой выставке «Искусство и наука: Открытые тела» проект-победитель «СИНТЕТИЧЕСКАЯ МОРФОЛОГИЯ» получил поддержку «Лаборатории Касперского», а в его авторский коллектив вошли: Анастасия Алёхина (художник), Александр Лекарев (инженер), Лев Лосев (инженер).

Авторы описывают свои исследования в области альтернативной архитектуры тела — разработки и использования носимых роботизированных протезов (щупалец), управляемых человеческими мышцами и электроникой. Данная работа посвящена исследованию бинарных оппозиций, составляющих картину мира: «человеческое/нечеловеческое», «природа/культура», «естественное/искусственное», «нормальное/патологическое». Авторы проекта задались вопросом: как мы можем использовать искусство и технологии, чтобы представить себе альтернативные «природы», «технологии» и «тела», которые помогут выявить «серые зоны» нормативности? Как эти знания могут помочь создать более дружелюбное общество, в котором не только разные «типы» людей, но и другие виды смогут «жить вместе»? Где заканчивается тело? Совпадают ли его физические границы с функциональными границами? Насколько границы тела проницаемы и трансформируемы? Какую роль технологии играют в установлении и поддержании этих границ?

Синтетическая морфология, или Человеческое тело сочетает искусство и высокие технологии

Синтетическая морфология, или Человеческое тело сочетает искусство и высокие технологии

Изображение: Галина Белых, ARCHITIME.RU

Подводя итог проделанной работе, авторы отмечают, что ее реализация во многом соответствует задуманному проекту.

Анастасия АЛЕХИНА: Обычно конечный результат отличается от плана на 20-40%, здесь я бы сказала, что мы выполнили план на 90%. Всегда есть что улучшать и совершенствовать, но арт-проект — это динамичная история, проект может меняться в зависимости от места и контекста, в котором он представлен, всегда хочется что-то переделать, что-то добавить, и я думаю, это нормально.

Чтобы показать, насколько всеобъемлющим является синтез всех сфер человеческой деятельности, Анастасия Алехина дополняет презентацию своих проектов пластическими перформансами. Хореография части производит впечатление полной импровизации, но на самом деле она искусно поставлена ​​и осмысленна, с четко выверенным аккордеонным авангардным музыкальным сопровождением.

Анастасия Алекина:
Я бы не сказал, что этот спектакль имеет какой-то аллегорический или символический смысл, именно это я как автор и пытаюсь донести. Эта часть предоставляется аудитории для интерпретации и поиска смысла. Но если говорить об идеях и драматургии, то мы с хореографом Соней Голомолзиной начали с концепции «дополненного» технологиями тела как «протеза». На мой взгляд, протез – это не просто «замещающая» вещь, протез – это любая технология, взаимодействующая с телом. Поэтому наша команда разработала эти технологические роботизированные протезы, чтобы помочь мне достичь нечеловеческой (или менее человеческой) хореографии, включающей мое «естественное» тело и «неестественные прикосновения рук». Отсылки могут быть самыми разными: Лафкрафт и Хтулуцен (философские концепции Донны Харауэй), Осьминог («инопланетянин» среди нас), аниме и фильмы и т.д. Моя главная задача – чтобы мои изображения не напоминали ничего конкретного, чтобы был простор для интерпретации. Если говорить о своих личных ощущениях, то во время спектакля я постараюсь ощутить разные сущности: ростки, насекомых, зародыши, деревья и машины, которые вытягивают свои стебли из земли на солнечный свет. Для нас были написаны музыкальные и танцевальные партитуры — гусеница, чичимора, краб… Через эти имена мы связаны с музыкантом Романом Малявкиным.

Технические аспекты роботизированных щупалец показали себя очень хорошо, работали без каких-либо сбоев и с достаточным ресурсом. Фактически они стали инструментами танца; их можно использовать по-разному, с разными образами, с разными стилистическими приемами. Поэтому, на мой взгляд, продолжать заниматься хореографией и учиться все точнее ее контролировать – это самое рациональное и продуктивное занятие.

Синтетическая морфология, или Человеческое тело сочетает искусство и высокие технологии

Синтетическая морфология, или Человеческое тело сочетает искусство и высокие технологии

Синтетическая морфология, или Человеческое тело сочетает искусство и высокие технологии

Изображение: Александр Белобородов, ПЕРММ

Вам также могут понравиться

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

stavimsteni